МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ГМО для музыкальных руководителей)
Ход занятия
1.Слушание: А.Вивальди «Времена года – Весна» и П.И.Чайковский «Времена года – Песня жаворонка».
а) Восприятие муз.произведений:
Задачи: Способствовать развитию сравнивать произведения разных композиторов. Различать варианты интерпритации музыкальных произведений. Побуждать передавать образы природы, характеризуя музыкальные произведения.
(Звучит музыкальное произведение – «Весна», ком. Вивальди, дети слушают и рассматривают иллюстрацию (картину) – «Весенний пейзаж». Затем, звучит следующее муз.произведение – «Песня жаворонка», ком. Чайковского, дети рассматривают картину – «Ранняя весна»).
Муз.руководитель: В произведении – «Весна», Вивальди – с первых аккордов композитор возвещает нам о торжестве природы, о появлении новой жизни (мы слышим крики вылупившихся птенцов). Всё оживает в природе! Музыка – яркая, громкая, торжественная.
А в произведении П.И. Чайковского – весна, робкими, неспешными шагами идёт по земле. Мы слышим, как печально поёт жаворонок, так как кругом ещё лежат снега и дуют холодные ветра, солнышко редко появляется на небе и мало греет. По утрам –морозы, небо серое, часто идёт мокрый снег с дождём. (Читаю стихотворение В. Жуковского «Жаворонок») - На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны».
В начале произведения мелодия печальная, нежная, ласковая – грустно поёт свою песню жаворонок. Далее, мелодия звучит всё громче и ярче. Невзирая на причуды погоды, жаворонок уверен, что дни зимы сочтены, а весна на подходе, и всех извещает об этом.
б) Развитие голоса и слуха: Закличка «Выйди, выйди солнышко!»
и речевая игра «Весенняя телеграмма».
Задачи: Закреплять представление о регистрах (низкий, средний, высокий). Умение чисто интонировать мелодию заклички, сопровождая пение игрой на металлофоне (средний регистр –«ля», «соль»). Развивать чувство ритма.
(Двое детей играют на металлофонах мелодию заклички, остальные дети распеваются сидя на стульчиках.)
Муз.руководитель: Дети, для того, чтобы перелётные птицы поскорее вернулись домой, давайте поможем дятлу отправить телеграмму. Возьмите молоточки и деревянные палочки и повторяйте за мной ритм.
«Весенняя телеграмма»:
Дятел сел на толстый сук – тук да тук. (Дети: тук да тук)
Всем друзьям своим на юг – тук да тук. (Дети: тук да тук)
Телеграммы срочно шлёт – туки-туки-тук, туки- туки- тук.
Что весна уже идёт - туки- туки – тук, туки- туки-тук.
Что растаял снег вокруг – туки-тук, туки-тук.
Что подснежники вокруг – туки-тук, туки-тук.
Дятел зиму зимовал – тук да тук, тук да тук.
В жарких странах не бывал – тук да тук, тук да тук.
И понятно, почему – скучно дятлу одному – туки-туки-тук.
2.Пение: «Гонцы весны», муз. и сл. Л. Старченко, «Весна пришла»,
муз. и сл. З. Роот, «Весна-озорница», муз. и сл. З. Роот.
Задачи: Закреплять умение точно интонировать мелодию в пределах октавы, выделять голосом кульминацию. Точно воспроизводить в пении ритмический рисунок, не выкрикивать окончания. Пение разученной песни - «по-цепочке».
3. Музыкально-ритмические движения:
а) Пальчиковая гимнастика – «Весна пришла».
Задачи: Развитие координации речи с движением. Предупреждение утомляемости и повышение работоспособности.
(Между исполнением песен провести с детьми разминку).
«А уж ясно солнышко (Плавно поднять руки вверх)
Припекло, припекло. (Плавные взмахи прямыми руками)
И повсюду золото (Опустить руки вниз, шевеля пальцами)
Разлило, разлило.
Ручейки на улице (Покачать руками вправо-влево)
Всё журчат, всё журчат!
Журавли курлыкают (Пальчики рук сложить «клювиками», кивают)
И летят, и летят. (Махи, скрещенными над головой ладонями)
Расцвели подснежники (Ладони складывают в бутончик)
Да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке (Разводят руки в стороны, плетут венок,
Быть в венке, быть в венке. надевают воображаемые венки)
б) «Танец птиц», (мелодия «В мире животных» - фонограмма.)
Задачи: Развивать ритмичность в исполнении, совершенствовать плавность движений рук. Умение самостоятельно исполнять и менять движения в соответствии с музыкой.
в) Музыкальное творчество: «А воробьи чирикают», муз. Елисеева.
Задачи: Развивать фантазию в исполнении танцевальных движений. Способствовать развитию импровизации в инсценированных песнях.
г) Игра: «Ручей и Озеро» (русская народная песня «Ручьи»).
Задачи: Способствовать развитию движений в соответствии с мелодией (с музыкальным образом). Умение согласовывать свои действия с действиями других детей. Воспитывать интерес к народным играм. |